Выставка туристических услуг в «Супаре»: Курс на развитие внутреннего туризма
Сколько прошло туристических выставок в Кыргызстане - не счесть! А туризм так и не стал локомотивом экономики. Kyrgyzstan Tourism Expo - 2018 - еще одно начинание, которое по задумке организаторов должно сплотить туроператоров
В живописном месте в центре отдыха «Супара» под самым склоном гор в минувшую субботу прошла первая выставка туристических услуг Kyrgyzstan Tourism Expo - 2018. Среди участников, а их набралось около 60, засветились организаторы различных туров по Кыргызстану, гостевые дома, производители пищевой промышленности и сувениров.
- Основная цель - сплотить представителей туристического сектора. Конечно, мы все тут конкуренты, но это не значит, что нужно воевать между собой. У нас есть общие интересы, которые можно достичь только вместе. Кроме того, здесь завязываются новые контакты между предпринимателями, в будущем это может вылиться во взаимовыгодное сотрудничество, - рассказал один из организаторов выставки Александр Енот.
- Сами кыргызстанцы считают, что у нас нет инфраструктуры для отдыха. Это так плотно засело в головах, что из года в год люди едут по привычному маршруту на Иссык-Куль. Хотя в других регионах есть на что посмотреть и можно интересно провести отпуск. У нас прекрасные кемпинги, юрточные городки, где уровень обслуживания на весьма высоком уровне, - продолжил Александр.Кроме полезных контактов участники улучшили свои знания в сфере обслуживания гостей, приготовления вкусных и полезных завтраков на основе национальной кухни, а еще прокачали навыки в области коммуникаций и IT. Стыдно признаться, но даже бишкекские туроператоры и гостиницы не спешат представить себя на электронных площадках для бронирования типа booking.сom, weatlas.com и так далее. А ведь именно там туристы со всего мира ищут место для ночлега, отдыха и развлечений. Что уж говорить о бизнесменах в регионах. Об их услугах почти ничего не известно даже в самом Кыргызстане, не говоря уже о других странах.
Участники выставки в основном остались довольны мероприятием, говорят, пригодятся и новые знания, и полученные контакты партнеров. Смущало одно «но». Среди них не было ни одного крупного представителя туристического сектора Кыргызстана. А ведь именно с ними бизнесмены из регионов надеялись заключить контракты. Не приехали гости из Казахстана и России, их тоже очень ждали, но почему-то не получилось. Хотя именно эти страны обеспечивают Кыргызстану основной поток туристов.
- Возможно, они чего-то опасаются, может быть, крупные представители бизнеса присматриваются к мероприятию. Надеемся, что в следующем году они примут участие, - отметил еще один организатор, генеральный директор компании «Би Тревел» Чынгыз Батырбеков.
Пока же прошедшая туристическая выставка стала лишь пробой сил. А вот по-настоящему сплотить и собрать в одном месте представителей туристического сектора у организаторов не получилось. Зато планов на будущее хоть отбавляй. Во-первых, в следующем году планируется, что все-таки приедут российские компании. А во-вторых, сама выставка растянется на два дня. Первый день пройдет в формате B2B, то есть бизнесмены будут знакомиться, общаться и заключать сделки между собой, а второй день будет рассчитан на потребителей. Любой человек сможет прийти и подобрать, к примеру, горящий тур в Турцию или в другую страну, отправиться в путешествие по Кыргызстану, найти отель для летнего отдыха на Иссык-Куле и даже получить консультацию по оформлению виз и других документов для путешествия. И все это по самым выгодным расценкам, без беготни по офисам и бесконечных звонков операторам.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
А туристического бума все нет
Туризм объявлен приоритетным направлением в экономике страны с момента получения независимости. Первый раз туристический бум ожидали в 90-х годах. Иностранцы действительно приехали посмотреть на Кыргызстан, но тратить деньги не спешили. В «нулевых» туризм пострадал из-за нестабильной политической ситуации, а после 2010-го сектор просто застыл. С 2011 по 2016 годы не было никакого движения, показатели застряли на отметке 4,5-4,6% от общего ВВП. Впервые небольшой рост начался в 2017 году - доля туризма в ВВП выросла до 5%. По данным Нацстаткома, увеличилось число туристов, появились новые туристические компании, стали зарабатывать перевозчики и владельцы общепитов. Правда одновременно с этим уменьшились доходы гостиниц и пансионатов. При этом иностранные путешественники оставляют в Кыргызстане примерно столько же денег, сколько и раньше. Получается, что дополнительные доходы сектору обеспечивают сами кыргызстанцы. Косвенно это подтверждает то, что теперь наши граждане стали меньше отдыхать за рубежом. Если в 2016-м на поездки за границу кыргызстанцы потратили 437,3 млн долларов, то в прошлом году - почти на $100 млн меньше - $345,6 млн.
В этом году сохраняются тенденции 2017-го - небольшое увеличение прибыли за счет транспортных перевозок, работы кафе и ресторанов, а вот доходы гостиниц продолжают падать. Кыргызстанцы стали еще меньше выезжать за границу и больше тратить денег на отдых в родной стране.