Дорога Балыкчи - Корумду: скандал за скандалом
Многострадальная дорога Балыкчи - Корумду пережила не один скандал. И все еще не достроена. На этой неделе всплыло еще одно неприятное обстоятельство: материалы использовали дешевые, деньги тратили не по назначению
Дорогу Балыкчи - Корумду начали реконструировать еще в 2015 году. Обещали успеть до начала II Всемирных игр кочевников. Не успели. Не успели завершить ее и к Третьим играм. Виной всему скандалы, не утихающие и по сей день. Вернее, деньги, миллионы бюджетных средств.
Общая сумма, предназначенная для реконструкции 104 км дороги Балыкчи - Корумду, к слову, - 6 млрд 803 млн 503 тыс. 490 сомов 16 тыйынов.
ЦЕМЕНТ НЕ ТОТ, И ТО НЕ ТО
Скандалов, связанных с дорогой, было много. И последний кыргызстанцев уже даже не удивил. Скорее, разозлил. Призывы в соцсетях однозначные - уволить, посадить, наказать.
Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении ряда сотрудников Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог КР. Должностным лицам вменяется злоупотребление должностным положением и мошенничество.
Совместно с АКС ГКНБ Генпрокуратура выяснила, что во время проведения реконструкции дороги Балыкчи - Тамчы - Чолпон-Ата - Корумду были допущены серьезные нарушения. Так, руководство Департамента позволило подрядной строительной организации использовать обычный цемент. Хотя по утвержденной документации должен был использоваться сульфатостойкий. Обычный цемент быстро разрушится. К тому же он дешевле того, что указан в смете. Однако никакого перерасчета средств не производилось. Куда ушли деньги? Выяснением обстоятельств сейчас и занимаются органы.
ХРОНОЛОГИЯ СКАНДАЛОВ
А начиналось все хорошо, под маркой «Сделаем Кыргызстан привлекательным для туристов». Тут тебе Всемирные игры кочевников и расширение дороги на Иссык-Куль.
Пережили кыргызстанцы и вырубку легендарной аллеи Раппопорта. Повздыхали, попереживали да смирились.
Потом был скандал с бывшим уже премьером Темиром Сариевым, в вину которому вменяли неправильно проведенный тендер. Якобы Сариев и руководство Минтранса пролоббировали интересы китайской компании ОсОО «Лонг Хай», выигравшей конкурс. А дорога строилась медленно, с нарушениями.
Сариев в итоге ушел сам в апреле 2016-го, не дожидаясь вотума недоверия парламента. Вся история реконструкции многострадальной дороги - это бесконечная череда поисков денег и простоя на дороге. А еще пыль, грязь, пробки, что совсем не добавило нам привлекательности в глазах туристов.
И так продолжается уже два года. Деньги из бюджета выделяются частями. Дорога тоже делается частями. Почему частями? Потому что бюджет не тянет таких расходов. А компания-исполнитель своего бюджета не имеет, вот и ждет денег от государства. Частями делают потому, что сроки поджимают всегда - Игры ж на носу через год. Поэтому по приоритетам выбирают самые нужные участки.
Вот поэтому дорога Балыкчы - Корумду до сих пор еще делается. Какие-то участки закончены, другие даже не начинали. Например, внутри Чолпон-Аты. И снова мы живем обещаниями - точно достроим, вот в следующем году точно…