От перемены мест слагаемых… О патрульной милиции
С дорожной безопасностью в Кыргызстане проблемы. В который уже раз власти пытаются решить проблемы реформой (как они это называют) одного подразделения целой структуры. ГУОБДД вновь хотят сделать патрульной милицией
На днях руководитель экспертной группы по вопросам реформирования некоторых подразделений органов внутренних дел Тамерлан Ибраимов встретился с президентом. Отчитался о проделанной работе и заявил, что все готово для того, чтобы начать первый этап мероприятий. Экспертная группа была создана в августе текущего года по поручению главы государства Сооронбая Жээнбекова. Он лично и курирует этот вопрос.
ЧТО ТАКОЕ БУДЕТ ПМ?
Планируется вновь создать патрульную милицию, объединив ГУОБДД и патрульно-постовую службу.
Изменятся, говорится в концепции, в некоторой степени и функциональные обязанности новой службы. Патрульная милиция будет отвечать за безопасность на дорогах и в целом за общественную безопасность. Милиционеры в патрулях будут находиться в постоянном движении: выявлять нарушения, проводить профилактическую работу с населением.
- Патрульная милиция по нашим планам превращается в социально-сервисную службу, направленную на взаимодействие и помощь гражданам, - сообщил президенту директор Центра политико-правовых исследований, руководитель экспертной рабочей группы Тамерлан Ибраимов.
Реформу собираются проводить в три этапа. На первом - конкурсный отбор кадров. На втором - обучение сотрудников. И, наконец, третий этап - это непосредственно служба, которая предусматривает антикоррупционные механизмы и методы поощрения.
Пилотно проект с патрульной милицией запускается в 2019-2020 годах в столице. А позже такие же подразделения появятся по всей республике. Президент данную стратегию одобрил и отметил, что конкурс должен проводиться прозрачно для общественности. В состав комиссии обязательно должны войти представители гражданского общества.
ПМ - ГУОБДД - ОПЯТЬ ПМ?
Патрульная милиция в Кыргызстане уже была. В 2016 году ее создали на основе слияния двух служб - дорожно-патрульной милиции и патрульно-постовой службы. Правда, просуществовала она недолго. Де юре - год, де факто - и того меньше. До ДПС и ППС у нас было ГУБДД - Главное управление безопасности дорожного движения. Изначально это было, все помнят, ГАИ. Собственно гаишниками сотрудников нынешнего ГУОБДД до сих пор и называют. ГУОБДД это подразделение стали называть с 2017 года.
Итак, что получается? ГАИ - ГУБДД - ДПС - ГУПМ - ГУОБДД. И это за 27 лет независимости. Просто отметим, что на нынешнее изменение, по словам депутата Бакирдина Субанбекова, будет выделено 500 млн сомов. Зарплату сотрудникам планируется увеличить до 22-23 тысяч сомов. Сейчас они получают не больше 13 тысяч.
НАЗОВЕМ РУКУ НОГОЙ И ПОБЕЖИМ БЫСТРЕЙ?
Попытки реформировать такую глыбу, как МВД, не новы. Впервые о реформе органов внутренних дел в Кыргызстане заговорили еще в далеком 2002 году. Сразу после трагических аксыйских событий. Уже тогда правозащитники и гражданские активисты стали говорить о том, что милиция не должна быть инструментом в руках у власти.
Но реформы так и не случилось. Хотя о ней вновь заговорили весной нынешнего года. На что общество отреагировало весьма неоднозначно. Хотя идея была не в том, чтобы просто переименовать милицию в полицию, а в кардинальном изменении функций данной системы.
- Милиция - это милитаристская организация, военизированная. Заниматься же обеспечением правопорядка должна гражданская, коей и является полиция. Полиция, как показывает опыт развитых стран мира, это гражданская служба, целью которой является создание и поддержание безопасной и комфортной социальной среды, - объясняет разницу руководитель Общественного объединения «Bona Sens - Здравый смысл» Нуркан Эшимбеков.
Кстати, и раньше, когда переименовывали ГАИ, и сейчас юристы, гражданские активисты и просто здравомыслящие граждане говорят о том, что эти переименования ничего не дадут. Это не реформа, а только новшества. Должна быть патрульная полиция, которая будет ориентирована на нужды социума.
- От того что мы назовем руку ногой, быстрее не побежим. Третьей ноги у нас не вырастет. Менять необходимо всю структуру, а не одно отдельное подразделение, - уверен Нуркан Эшимбеков.
Кстати, активист Эшимбеков разработал концепцию реформы органов внутренних дел и даже посылал ее правительству, депутатам и руководству МВД. Естественно, никакого отклика его предложения не получили. Правда, некоторые здравые новшества перекликаются с теми, что предлагает сейчас экспертная группа.
Изменится ли обстановка на столичных дорогах с появлением новой структуры - патрульной милиции, - покажет время. А нам остается только ждать, кроме всего прочего, и реализации многострадального «Безопасного города», без которого новую структуру МВД (патрульную милицию), говорят эксперты, вновь поглотит коррупция и безнаказанность.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
В Кыргызстане за 9 месяцев 2018 года произошло, по официальным данным, более 4 тысяч ДТП. Погибло 458 человек, травмы получили более 6 тысяч граждан.
Кыргызстан сегодня входит в число лидеров среди стран СНГ по смертности на дорогах.