10 апр.2019

Алмаз Истамбаев: Придет время, когда мы будем мериться знаниями классической музыки, а не джипами или особняками

Директор симфонического оркестра им. Джумахматова - о пути к оперной сцене и концерте памяти Булата Минжилкиева

Алмаз Истамбаев представляет концерт «Благодарю» ко дню рождения Народного артиста СССР Булата Минжилкиева.Фото: Айжан Нурланбекова

Вечер памяти знаменитого кыргызского баса Булата Минжилкиева «Благодарю» - это не просто яркое культурное событие для Бишкека, в котором примут участие звезды оперной сцены из Кыргызстана, России, Азербайджана, Казахстана. Это важный переходный этап для самого Алмаза Истамбаева: тенор переходит на баритон. Каким был этот путь к славе, оперный певец вспоминает сегодня с «Комсомолкой».

ПАРЕНЬ С ЭЛЕКТРОЛАМПОВОГО ЗАВОДА

Он родом из Майли-Сая. Советское название кыргызского городка произносит с таким же пиететом, как фрунзенцы говорят о Фрунзе. Но тогда голосистый мальчишка не мог и мечтать о том, чтобы перебраться в столицу Киргизии. Да и зачем? Цветущий и процветавший при Союзе Майли-Сай казался раем на земле.

- Город находился на полном обеспечении Москвы. Помню, как ребята из Фрунзе приезжали в наши магазины за фирменными кроссовками, - рассказывает Истамбаев.

Мальчик рос в поющей семье. Дяди со стороны матери и отца - музыканты. И ребенок уже с шести лет выступал в вокально-инструментальном ансамбле. Почему родители не отдали сына в музыкальную школу - загадка.

В 18 лет Алмаза призвали в ряды Советской армии. До развала Союза, вспоминает, довольствие получали в полном объеме. Что говорить о солдатах, если даже служебным собакам полагались… туалетное мыло и сытный паек.

Может, была и своя «поющая рота» по аналогии с «поющей эскадрильей» режиссера Леонида Быкова?

- Когда проходил «учебку», при каждой части создавались музыкальные роты, куда отбирали талантливых ребят. Сослуживцы в голос твердили: «Алмаз, давай!». Я играл на гитаре и пел. Но… не взяли. И к лучшему! Более острые ощущения в 90-е были на пограничных заставах, - объясняет он. - Охранять покой мирных граждан на советско-афганской границе вызвался сам. Страха не было. Наоборот - нас боялись!

После армии участника боевых действий приняли в службу охраны электролампового завода. И кто знает, как повернулась бы дальше его судьба, если бы на глаза не попалась крохотная газетная заметка о проведении в Бишкеке республиканского конкурса юных исполнителей. Благодаря хлопотам директора завода, парня из глубинки уже в последний момент допустили к участию в конкурсе, в жюри которого сидел сам Александр Зацепин - автор музыки к популярным советским картинам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Выход на сцену паренька с электролампового завода объявила ведущая Ассоль Молдокматова.

- Я исполнил авторскую песню «Светлый город Майли-Сай». Зал взорвался овациями! Получил приз зрительских симпатий и предложение от члена жюри, вице-мэра Любови Комиссаровой учиться в Бишкеке. Конечно, не раздумывал ни секунды, - говорит певец. - Мигом вернулся в свой городок, собрал чемодан и отправился покорять столицу…

О ГОЛОДЕ ДУХОВНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ

Через пару месяцев учебы в музучилище им. Куренкеева Алмаз так распелся, что экзаменационная комиссия была приятно удивлена его исполнением «O sole mio»: «Это голос не эстрадного, а оперного певца!». Но мало развить и настроить на нужный лад спрятанный в человеке уникальный инструмент. За ним еще нужно ухаживать и бережно к нему относиться.

Поначалу студент музучилища так и делал, голос берег, старался не перенапрягаться. А потом пришло осознание: «Хватит сидеть на шее родителей! Или начну зарабатывать сам, или придется вернуться домой». Чтобы встать на ноги, подрабатывал в ресторанах. Да и сегодня после двух-трех выступлений и занятий с учениками (у него своя студия вокала) летит в театр и без сил возвращается вечерами домой - спать! А иначе никак. Крутись, если деньги нужны. К большому сожалению, людям искусства, как и прежде, приходится выживать. На одну зарплату в семь тысяч сомов долго не протянешь.

- Артисты просто загнаны. Многие мои коллеги всю жизнь живут на съемных квартирах, поскольку не могут позволить себе купить жилье. Может быть, художник и должен быть голодным, а оперный певец, танцовщик или солист симфонического оркестра - нет! Поэтому голоса, которые звучат ничуть не хуже голосов из стран СНГ, порой вынуждены работать в 3-4 местах, - с горечью констатирует Истамбаев. - Приходите их послушать в наш театр. Спектакли сейчас начинаются раньше застолий. Можно сначала насладиться духовной пищей, а уже потом отправляться на той.

Алмаз - оптимист. И приверженец ушедшей моды на музыкальные школы. Без музыкального образования, уверен, невозможно воспитать полноценную гармоничную личность.

- Очень понравились слова одного одесского педагога: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны их талантливые мамы. Если мама поймет и услышит меня, она сможет сделать то, чего от ребенка не может добиться педагог». Дети должны быть музыкальными, разносторонними, начитанными. Я думаю, непременно вернутся те времена, когда мы будем мериться знаниями классической музыки, а не джипами или особняками…

БАРИТОН В ЦВЕТНИКЕ

В 2019 году исполняется 19 лет с тех пор, как Алмаз Истамбаев вышел на оперную сцену. 19 апреля в 19.00 в Кыргызском театре оперы и балета им. Малдыбаева пройдет концерт памяти оперного певца Булата Минжилкиева. И в этот же день Алмаз отметит очередной день рождения сына. Счастливое число - не иначе!

Смеется: «Будем считать, что так». И добавляет уже серьезно:

- 23 апреля Булату Абдуллаевичу исполнилось бы 79 лет. Мы могли бы провести концерт в следующем году, приурочив вечер к его 80-летию. Но ведь дело не в дате, а в том, что мы всегда его помним, любим и чтим.

А еще важно, когда в нужное время и в нужном месте на пути встречаются люди, которые круто меняют твою судьбу. Первое знакомство Алмаза Истамбаева с Ассоль Молдокматовой, произошедшее 22 года назад на конкурсе молодых вокалистов, со временем переросло в крепкую дружбу. И именно телеведущая стала идейным вдохновителем мероприятия, на которое 19 апреля съедутся звезды оперной сцены: солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Юлия Сулейманова, Заслуженная артистка Азербайджана Афаг Аббасова, восходящая звезда оперы Казахстана Мадина Орозбай и Заслуженная артистка Кыргызстана Эльнура Самарбекова.

- Вот в таком цветнике буду петь, - улыбается Алмаз и раскрывает по просьбе «Комсомолки» еще одну фишку предстоящего вечера. - Знаменитый романс «Гори, гори, моя звезда» исполним в дуэте с художественным руководителем и дирижером президентского камерного оркестра «Манас» Эрнисом Асаналиевым. Будут звучать только его скрипка и мой вокал. Для перехода на новый уровень голос уже «созрел». Перехожу на баритоновый репертуар.

…Все остальное лучше увидеть и услышать вживую. Приходите насытиться пищей духовной! Ведь к искусству нужно прикасаться сердцем. Словами это не передать.

Артиста и телеведущую связывают годы дружбы. Именно Ассоль Молдокматова предложила провести концерт памяти оперного певца. На вечере она выступит в качестве ведущей.Фото: Айжан Нурланбекова

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Кыргызстан, г.Бишкек, 720031, ул. Ибраимова 24, каб 903 996-312-59-20-39 (факс)
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru