17 июня2022
Общество

Против угля, шин, тряпок и мусора: Как в Бишкеке намерены бороться со смогом в частном секторе и жилмассивах

По данным экологов, некачественный уголь, мусор, бытовые отходы, которые используют для отопления – один из основных источников смога.

Для 50 жилмассивов вокруг Бишкека даже запустили специальную программу и мастер-классы.Фото: КНИА Кабар

По словам инженера Жаныбека Кулумбетова, эксперта по энергоэффективности «Юнисон Групп», качество воздуха в Бишкеке – проблема последних лет. Оно ухудшается, особенно в зимний период по ряду причин, а кыргызская столица зимой входит в топ-10 городов мира с самым грязным воздухом.

По итогам 2021 года, несмотря на достаточно теплую зиму, республика в целом получила 7-е место по загрязнению воздуха в мире по версии швейцарского IQAir. И вот почему.

– В первую очередь, это сжигание некачественного угля. У нас в Бишкеке для обеспечения жителей горячей водой и отоплением 1 млн 600 тыс тонн угля сжигает ТЭЦ. И более 200 тыс тонн угля сжигает частный сектор вокруг Бишкека – это более 50 жилмассивов, где живут наши сограждане. Большинство домов там отапливается углем. Сжигается очень много остатков мусора в частном секторе, тлеет и мусорный полигон в окрестностях Бишкека.

Тлеющая городская свалка Бишкека, она же Бишкекский санитарный полигон. На заднем плане дома, построенные в санитарной зоне свалки.Фото: Елена КОРОТКОВА

Вторая причина – транспорт. Есть пути решения для государства – не запрещать использовать катализаторы, помогать с использованием электромобилей, и автомобилей, работающих на газе.

Очень радует, что троллейбусы у нас – распространенный вид транспорта, радует и новость о том, что по части Бишкека скоро будут ездить электробусы.

Кроме того, в Бишкеке очень много субъектов бизнеса – это швейные цеха, бани, пекарни, лепешечники, шашлычные, которые тоже вносят вклад в загрязнение воздуха города, – говорит Кулумбетов.

Что такое жилмассивы Бишкека?

Жилмассивы-новостройки вокруг Бишкека изначально государством не планировались. В большинстве своем это дома, построенные на бывших полях вокруг города путем самозахвата. Перед распадом СССР многие жители независимого Кыргызстана начали перебираться в столицу, продавая или оставляя свои дома и квартиры на малой родине, в регионах.

Часть из них смогла найти съемный угол или какое-то жилище в Бишкеке. Но некоторые внутренние мигранты захватывали земли близ города и строились на них. Такие постройки появились даже в санитарной зоне городской свалки, которая постоянно горит, и возле бишкекской ТЭЦ-2.

Волн самозахвата было несколько – активно они происходили после обретения Кыргызстаном независимости, и во время смен власти в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах. Но, несмотря на то, что захват земли – фактическое нарушение закона, кыргызские власти не занимались массовым сносом незаконных строений по горячим следам.

Захваченные участки продавались и перепродавались десятки раз, ряд нечистых на руку кыргызстанцев разбогател на аферах с ними. Установить личности первоначальных самозахватчиков, нарушавших закон, становилось все труднее. Новые владельцы участков обживались на них, устраивались на работу и в Бишкеке, и в других местах – например, на близлежащем к новостройкам рынке «Дордой», или на мусорном полигоне Бишкека.

Вид на один из жилмассивов «Алтын-Казык», который находится напротив городской свалки Бишкека.Фото: Елена КОРОТКОВА

На когда-то захваченных землях строились дома, появлялись новые семьи, в которых рождались дети, не имеющие прописки, документов, возможности получать медпомощь, образование и социальную поддержку. Жители жилмассивов либо за свой счет пытались провести электричество, газ и другие блага цивилизации, либо требовали их у государства. Некоторые из них накапливали деньги и переезжали в более благоустроенные дома или квартиры, перепродавая или сдавая в аренду свои прежние дома другим внутренним мигрантам за доступную им цену.

Постепенно жилмассивы стали легализовывать, а государство – вкладывать в них ресурсы: строить для их жителей дороги, школы, фельдшерско-акушерские пункты и другую инфраструктуру, проводить в них электричество, воду, газ.

По данным спецдоклада института омбудсмена на 2017 год, у города было 47 жилмассивов, где проживали 223 тыс 258 человек. На тот момент это было 27,9% населения Бишкека. Сейчас, по данным на 2022 год, жилмассивов насчитывается более 50, сколько сейчас проживает в них людей – точно неизвестно, так как результатов недавней переписи населения еще не обнародовано.

Последний шаг для легализации всех жилмассивов Бишкека предпринял действующий президент Садыр Жапаров. В ноябре 2021 года он объявил, что все дома Бишкека и Чуйской области должны получить «красные книги» и техпаспорта. А в апреле 2022 года подписал указ, гарантирующий земельную амнистию для незаконно застроенных участков при выполнении их жителями ряда условий.

Что делается для сокращения выбросов в частных домах?

Уже несколько лет эксперты компании, в которой работает Кулумбетов, проводят встречи с населением и тренинги и в Бишкеке, и в регионах и селах Кыргызстана. Они рассказывают о том, как можно утеплять дома, чтобы экономить на отоплении, почему вредно топить мусором и некачественным углем, и как можно снизить вредные выбросы в атмосферу, если нет возможности сменить топливо на более безопасное.

Сейчас в «Юнисон Групп» при поддержке фонда развития Международной организации по миграции (МОМ) запустили новый проект «Повышение осведомленности мигрантов о загрязнении воздуха и разработка мер в соответствии с подходом «Здоровый город»». Он касается как раз жилмассивов.

– Мы сейчас проводим информационные кампании во всех 50 жилмассивах вокруг Бишкека. На встречах участники мероприятия озвучивают свои проблемы [с отоплением], а мы предлагаем им пути решения.

Большинство жителей жилмассивов – внутренние мигранты из других населенных пунктов Кыргызстана, переезжающие в большие города. Новостройки с новыми домами есть и в других крупных городах Кыргызстана: в Караколе, Оше, Джалал-Абаде. По всему Кыргызстану ежегодно строится около 10 тысяч новых домов, и если в этих 10 тысячах домов будут учитываться тепловые возможности, то выбросы вредных газов можно было бы уменьшить до 50% и более, – говорит эксперт.

На таких встречах с жителями жилмассивов, по словам Кулумбетова, рассказывают о том, как можно утеплить дома, и какую экономную систему отопления можно поставить.

Зачастую дома в жилмассивах, да и в городской черте в целом, не утеплены, и через окна, полы, стены, потолок тепло просто уходит, обогревая улицу. Через крышу и вентиляцию, по данным экспертов, уходит примерно по 25-30% тепла, через стены, пол, окна, фундамент теплопотери составляют около 10-15%.

Это значит, что для того, чтобы в таком доме стало тепло, нужно сжечь больше угля – или же мусора и шин, если на уголь не хватает денег. А значит – будет еще больше выбросов, и больше смога. И больше финансовых затрат на топливо – каким бы оно ни было.

– В многоэтажных домах тратят на отопление около 1 тыс сомов, в частном секторе – от 4 тыс сомов до 20 тыс сомов в месяц. Но если дом утеплен и энергоэффективен, это может перераспределить расходы семьи зимой. И, например, направить сэкономленные средства на продукты и укрепление здоровья семьи, – говорит Кулумбетов.

Кроме того, для жителей жилмассивов проводят специальные семинары. Мужчины смогут научиться делать солнечные коллекторы для подогрева воды и отопления. Женщины – шить термотошоки, которые помогут сохранить тепло в домах. В рамках проекта активисты смогут получить и мини-грант, чтобы улучшить качество жизни.

– МОМ выделяет 65 тыс долларов на каждую новостройку, которая может инициировать какие-то проекты по уменьшению загрязнения воздуха. Это могут быть, например, проекты зон отдыха, скверов, [экологичного] уличного освещения, тротуаров, – отмечает эксперт.

А что еще можно сделать?

По словам Кулумбетова, кроме поддержки со стороны гражданского общества и международных организаций, в борьбе со смогом на этапе его формирования должно участвовать и государство.

– Похожая проблема с загрязнением воздуха была в Монголии, в Улан-Баторе, и на государственном уровне приняли ряд мер. Ночью жители пользуются электроэнергией бесплатно. А сырой уголь, который раньше загрязнял воздух в городе, теперь проходит через специальный построенный завод, и жители его используют уже очищенным.

Еще один вариант – использовать котлы нового поколения. Они потребляют на 30% меньше угля, и на 60% дают больше выделяемого тепла, – отметил он.

Наконец, государство может поощрять финансово тех, кто вложился в энергоэффективность своего жилища и сделал воздух немного чище.

– В Узбекистане с сентября этого года будут выдавать людям, установившим солнечные станции, 1450 долларов США, и 180 долларов США – человеку, который поставит солнечный коллектор. Мы тоже должны идти к способам, которые бы нам уменьшили загрязнение воздуха, – считает Кулумбетов.

Еще одно решение – газификация всех жилмассивов-новостроек вокруг Бишкека. О ней говорят с 2016 года в мэрии города, последний раз к ней возвращались в конце 2021 года. Тогда на городской «Шааркане» первый вице-мэр Бишкека Максатбек Сазыкулов заверил, что в течение нескольких лет мэрия планирует газифицировать все жилмассивы.

– Это хорошее решение вопроса. Газ есть не во всех новостройках, подключение и оборудование стоят дорого, многие не могут подключиться. В новостройках в основном проживает социально сложное население, поэтому, чтобы содержать дом и маленьких детей в тепле, им приходится топить всем, что находится под рукой. Поэтому мы должны помочь им, снизить стоимость газа, котлов, и дать и другие возможности [для уменьшения смога], – заключил Кулумбетов.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Кыргызстан, г.Бишкек, 720031, ул. Ибраимова 24, каб 903 996-312-59-20-39 (факс)
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru