Трамваи, спорт, футбол: Кыргызстанцам рассказали о том, как блокадный Ленинград жил не только войной
В дни «Петербургских встреч» в Кыргызстане показали документальные фильмы «Трамвай идет на фронт» и «Блокадный футбол».
«Петербургские встречи» в Кыргызстане уже не в первый раз проходят в Кыргызстане. В этот раз они развернулись в Бишкеке, Канте и Оше при поддержке Русского дома в республике.
В 2022 году тема исторической памяти в них стала одной из ключевых, и не зря – в Киргизскую СССР из блокадного Ленинграда было эвакуировано более 16 тысяч человек. Более 3, 5 тысяч из них – дети. Они либо остались в детдомах, либо были усыновлены и удочерены киргизстанцами, и продолжили жить в Киргизии, когда Великая Отечественная война закончилась.
В Национальном историческом музее в дни «Петербургских встреч» развернулась фотовыставка «Взывай же чаще к памяти моей, медаль "За оборону Ленинграда"». Кинолекторий музея стал площадкой для показа фильмов «Трамвай идет на фронт» и «Блокадный футбол».
Презентовал фильмы Анатолий Аграфенин, журналист, писатель, сценарист, член Союза писателей России и Союза журналистов России.
«Блокадный футбол» – документально-игровой кинорассказ Вагенака Балаяна о том, как Ленинград провел 31 мая 1942 года первый футбольный матч в осажденном городе. До полного снятия блокады тогда оставалось более полутора лет. О легендарном матче «Динамо» и «Н-ского завода» написано несколько книг, а в шестидесятые годы «Ленфильм» снял об этом событии кинофильм.
Но нашим современникам в других городах России и за ее пределами, не интересующимся историей футбола, сейчас о спортивном подвиге известно незаслуженно мало. И к 80-летию его был снят новый документально-игровой фильм, в котором архивные кадры и воспоминания перемежаются с игрой современных актеров и картинами современного Санкт-Петербурга.
К весне 1942 года за спиной у ленинградцев была первая и самая тяжелая блокадная зима – с бомбежками, обстрелами, морозами и голодом, без электричества, отопления, воды и транспорта. Каждый день в городе тогда умирали 3-4 тысячи человек.
Выстоявший Ленинград сначала вышел на массовые субботники – после зимы была угроза эпидемий, на улицах были тонны снега, мусора и нечистот. То, что он выжил, доказывала не только уборка – в осажденном городе начали проводить спортивные соревнования, в частности, по легкой атлетике. А 31 мая 1942 года в Ленинграде решили провести крупный спортивный праздник с соревнованиями, завершить который должен был футбольный матч.
Многие футболисты ушли на фронт. Те, кто остался в городе, пошли на оборонные заводы, как часть игроков «Зенита» и «Спартака», или же, как ряд футболистов «Динамо», прошли курсы оперативников и стали нести службу в Уголовном розыске. Как и остальные ленинградцы, футболисты были истощены. Даже во время подготовки к матчу особых спецпайков для них не было и не выдавалось. Никто не освобождал их и от работы, а после работы игрокам до самого стадиона «Динамо», где был матч, предстояло дойти пешком. Зрителей на матч не приглашали.
Вопреки всем трудностям, игроки вышли на поле, и «Динамо» выиграла со счетом 6:0. «Н-ский завод», куда входили и профессиональные игроки, и рабочие-добровольцы с завода, решил взять реванш. Меньше чем через месяц команды снова вышли на поле. Матч завершился со счетом 2:2. И пусть на обеих этих соревнованиях не было полных трибун, стало ясно: город держится, раз он играет в футбол. К концу июня прошли матчи уже и с присутствием болельщиков, а после, летом и осенью 1943 года, прошел даже целый чемпионат Ленинграда по футболу. Но матч 31 мая 1942 года вошел в историю города, да и российского и мирового футбола в целом как уникальное событие.
Если в первом случае героями фильма были люди, то в документальном фильме «Трамвай идет на фронт» Андрея Егорова – в центре внимания и трамваи. Они помогли городу пережить блокаду.
– В свое время Ленинград входил в книгу рекордов Гиннесса, как город с самыми протяженными трамвайными маршрутами. Во время блокады трамвай взял на себя самую важную нагрузку по обеспечению перевозки пассажиров, грузов, оборудования для эвакуации, – пояснил кыргызстанцам Аграфенин, автор сценария и ведущий фильма.
Рельсовый транспорт перевозил в вагонах и станки, и экспонаты Эрмитажа, и песок для укреплений и тушения пожаров. С помощью трамваев доставляли солдат на линию обороны города, и раненых из санитарных поездов до госпиталей. В декабре 1941 года все трамваи Ленинграда встали – снабжать их электричеством город больше не мог, и ленинградцы добирались на работу и обратно пешком.
Когда пришла весна, первые трамваи запустили снова. Теперь они стали только грузовыми и во время субботников за месяц помогли вывезти более 1 млн тонн снега, мусора и нечистот. А день 15 апреля 1942 года вошел в историю Ленинграда как день, когда трамвай пошел уже и для того, чтобы перевозить обычных пассажиров. Трамваи ходили даже под бомбежками – хотя вагонов стало меньше, а остановки приходилось передвигать едва ли не каждый день, чтобы по ним не было прилетов.
После войны героический и выносливый транспорт был обновлен, военные уцелевшие вагоны – стали экспонатом музея, и сейчас фронтовой трамвай можно увидеть в Музее городского электрического транспорта. В 2007 году, в 66-ю годовщину начала осады Ленинграда, в Санкт-Петербурге появился памятник блокадному трамваю.
К слову, Аграфенин привез в Кыргызстан не только фильмы, но и награды для кыргызстанцев от жюри псковского МКФ «Западные ворота». Драма режиссеров «Дорога в Эдем» Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу завоевала приз жюри по итогам фестиваля. Исполнитель главной роли Марат Алышпаев на фестивале получил почетный диплом «За выдающееся исполнение главной роли». Алышпаев ушел из жизни в апреле 2022 года, поэтому награду вручили его сыну.